«Суть соб

«Суть событий» с Сергеем Пархоменко


«Суть событий» с Сергеем Пархоменко
Новое
Фото: ВКонтакте
О.Бычкова: 21―05 московское время. Добрый вечер, добрый день! Это программа «Суть событий». У микрофона в московской студии — Ольга Бычкова, но самое главное, что с сутью всех самых важных событий с нами Сергей Пархоменко. Наши слушатели могут слышать нас в прямом эфире «Эха Москвы». Наши зрители YouTube могут слышать нас на основном канале «Эхо Москвы», и туда же можно в чате писать свои вопросы, соображения. Плюс номер СМС для этого: +7 985 970 45 45. Для телефонных эсэмэсок, а также телеграмных и воцапных, как мы уже давно привыкли.
Загрузка...
О.Бычкова― Все отлично просто.
С.Пархоменко― Я далеко, но мысленно с вами. Жалко, что я не имею никаких систем обратной связи. Я даже в Фейсбуке до сих пор забанен. Осталось, по-моему, пару дней, пока меня выпустят на свободу из темницы. Впрочем, подозреваю, что ненадолго. По-моему, технология там освоена, и все эти баны приняли такой конвейерный характер. Но, правда, я пока лишен этой возможности для коммуникации, которая у меня много лет была. Зато у меня есть Телеграм-канал, о котором хочу напомнить. Это сегодня один из самых надежных способов связи со мной — Телеграм-канал под названием «Пархомбюро». Пожалуйста, подписывайтесь. Там вроде пока не забанили, с этим все в порядке
Ну что, неделя очень бурная, хотя мы постепенно начинаем привыкать к тому, что определенный тип событий происходит снова и снова, повторяется опять и опять. И это становится рутиной нашей политической жизни. Я про это поговорю, конечно ,немножко позже. Это то, что связано со всякими атаками правоохранительных органов.
Почему их по-прежнему называют правоохранительными органами? Все-таки есть такая привычка, от которой никак невозможно отвязаться. Карательных, конечно же, органов. Понятно, что у них о сталась только одна эта карательная функция и больше ничего.
Но я начну все-таки с события вполне экстраординарного, хотя тоже многие его считают чем-то естественным, обычным, неизбежным, находящимся как бы в русле, но все-таки масштаб очень большой и событие очень важное, даже если оно в той логике, в которой мы живем в последние годы.
Я говорю, конечно, об отставке создателя ВШЭ и бессменного ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Когда-то мы были довольно хорошо знакомы, но так вышло, что постепенно наше общение становилось каким-то более и более призрачным. Я понимаю, что Кузьминов, начиная с какого-то момента начал стараться ограничить свое общение так, чтобы его не могу упрекнуть, что у него есть какие-то знакомый, которые не совсем соответствуют статусу его лояльности и так далее.
Но, тем не менее, нет никаких сомнений, что ВШЭ является совершенно выдающимся, ни с чем больше несравнимым опытом строительства нового учебного заведения такого масштаба, такого класса, такого уровня. Много споров по поводу его зависимости или независимости. Но понятно, что никакой независимости здесь быть не может, потому что он встроен в российскую систему образования. И здесь стоял всегда вопрос, как и у любого вновь создаваемого учебного учреждения, о том, чтобы дипломы соответствовали стандартам, признавались, имели государственные сертификаты и всякое прочее, иначе образование там теряет половину своего смысле.
Но понятно, что то, что сразу стали называть Вышкой (Высшая школа экономики), несомненно, выделялась из ряда вон всего, что создавалось такого рода в России. И личная роль Кузьминова в этом огромная. И, конечно, то, что уже сделано, останется на его счету безотносительно к тому, что будет дальше. Тысячи и тысячи людей закончили это образование, получили это образование, реальное образование. Это не фабрика дипломов, это не то, что называется мельница диссертаций и ученых званий. Таких, слава богу, у нас сколько угодно заведений. И есть совершенно анекдотические. Некоторые из них гораздо большего масштаба. Есть гигантские, грандиозные, где сотни тысяч людей, так или иначе, учатся, и не бесконечно колоссальными партиями пекут эти дипломы и ученые степени. Вышка не такова. Это реальное, настоящее образование, которое получили люди, и это образование у них останется, оно уже никуда не денется.
Понятно, что университет как любой большой влиятельный и высококлассный университет в любой стране, в какой-то момент стал важным политическим феноменом, по меньшей, мере общественным феноменом, гражданским феноменом. Он стал частью общественной гражданской жизни.
И вот это в конечном итоге, я не скажу, его погубило — еще пока не погубило. Но конечно, это путь вниз, это путь к гибели, которым идет сейчас ВШЭ. И отставка Кузьминова — это важный этап на этом печальном пути. Хорошо известно, что в первые годы существования, даже, я бы сказал, в первые десятилетия существования ВШЭ это продолжалось до, может быть, конца 2000 годов, где-то до года 2008, 9-го, 10-го — что-нибудь такое.
Наличие у потенциального преподавателя, претендента на место в ВШЭ какого-то гражданского веса, например, наличие у него активно действующих аккаунтов в социальных сетях, участие во всяких публичных дискуссиях, вообще его известность, его общественный кредит, который у человека есть, был очень важным позитивным фактором, когда кто-то хотел придти работать в Вышку. Вышка искала таких людей — людей граждански, политически активных, известных, тех, которые на виду, которые не закрываются, не закукливаются внутри своей профессиональной или научной сферы, а те, которые готовы участвовать в политической жизни страны. Это было очень важным позитивным бонусом, которым мог похвастаться всякий человек, который хотел придти работать в Вышку.
Прошло немного времени. И в середине 2010 годов, где-то начиная с 12-го, 13-го, 14-го года это стало, наоборот, отрицательным фактором. Вышка стала увольнять людей с излишней политической активностью; людей, которые слишком на виду, у которых есть какая-то гражданская специальная репутация, в активе которых есть какая-то специальная гражданская деятельность. Это стало опасным, вредным, нужным, это стало предметом сомнений, это стало предметом подозрений. И это было начало конца.
Сегодня, когда говорят, что Кузьминов шел на бесконечное количество компромиссов, часто вспоминают, что он сдал такого-то, сдал сякого-то, не защитил студентов, которые оказались под давлением; не защитил профессоров, на которых как-то косо смотрели из Кремля; еще кого-то позволил съесть; не пошел на конфликт в такой-то ситуации, в сякой, потому что ему хотелось продлить деятельность университета, сохранить себя на этом месте, несомненно, потому что он был уверен, что его пребывание на этом стуле для университета полезно.
Но самое, на мой взгляд, ужасное, — это то, о чем я сказал — вот это принципиальное изменения отношения к роли профессоров и аспирантов, и студентов, которые учились в этом университете, к их роли в общественной жизни.
Сначала было очень часто, чтобы эта роль была, а потом стало важно, чтобы эта роль отсутствовала. И это произошло на наших глазах. И это было совершенно неотвратимо, и это показало, что борьба, в общем, в серьезном смысле проиграна.
У ВШЭ была уже, наверное, была уже возможность — ее авторитет в мире настолько высок — привлечь к себе и к давлению на себя внимание мировой академической общественности. Обратиться к крупным университетским ассоциациям, как-то сделать публичным то давление, которое они испытывают. Но Кузьминов этого не захотел. Кузьминов на это не пошел, он этим не воспользовался. Более того, Кузьминов тщательного этого сторонился. Кузьминов пытался инкапсулировать все эти конфликты внутри Вышки и его ближайшего окружения.
Конечно, здесь сыграла роль — чего мы будем тут кокетничать и смущаться. — то, что семья Ярослава Ивановича Кузьминова очень специальная. Он женат на Эльвире Набиуллинаой, многолетнем главе Российского центрального банка, важнейшей политической фигуре российской, человека, который играет большую роль в повседневном существовании российского политического режима. И вот здесь тоже нужно было балансировать. Понятно, что всякий удар, который приходится по Кузьминову, это и удар по Набиуллиной. И, наоборот, стабильность, которая находится на своем этом месте, прямо, непосредственно влияла на ситуацию с Кузьминовым. Можно сколько угодно зажмуриваться на это и считать, что это не наше дело. Нет, это наше дело. Потому что и та и другая фигура, несомненно, важные политические и политические фигуры. И вопрос не в том, что мы как-то интересуемся тем, чем они завтракают и какого цвета шторы у них на окнах в квартире висят и какие цветы у них на даче. Мы интересуемся тем, как две эти политические фигуры, составлявшие одну семью — так уж вышло, — отрабатывали каждый на своем месте.
С.Пархоменко: Государство неспособно решить задачу, которую она сама себе ставит. Вот, что мы видели на «Прямой линии»
Вышка движется к гибели — это совершенно очевидно. Ее репутация будет падать, качество образования будет падать. Люди, которых буду нанимать, это будут, прежде всего, лояльные, а не профессиональные. Мы уже видим целый ряд таких ситуаций. Ну, например, факультет медиакоммуникаций, судьба которого лично мне, как вы уже догадываетесь, совсем небезразлична. Претерпел в последние годы ужасную эволюцию. В главе его Андрей Быстрицкий, человек, который не обладает никаким весом в журналистском сообществе России, человек исключительно сервильны, исключительно надежный партнер начальства, на все согласный, заранее готовый на любую услугу в общении с властью. Это очень хороший пример того, как из все профессионалов, которые есть в стране — а в стране есть профессионалы, несмотря ни на что, в стране есть и блистательные журналисты, великолепные редакторы, и замечательные организаторы медиапроцесса, создатели редакций, телеканалов, журналов, газет радиостанций, — из них из всех были выбраны для руководства этим факультетом люди, о которых, прежде всего, можно сказать, что от них нельзя ждать никакого политического подвоха; люди, которые в политическом смысле на все согласны. Это будет происходить и в других местах тоже.
Если кто-то думал, что можно вот так вести дело с общественными науками, а естественные науки держать в порядке, то нашей химии это не коснется. А вашей социологии? А вашей психологии? А вашей социальной антропологии? А истории это коснется? А где граница между этими общественными науками и не совсем общественными; между естественными и не совсем естественными? Как вы будете отделять одно от другого?
Я не могу не сказать, что есть еще другой опыт общения ВШЭ лично у меня и большой группы моих друзей и коллег, которые работают в сообществе «Диссернет», которые занимаются в течение многих лет борьбой со злоупотреблением мошенничеством в академической сфере и сфере образования, — это опыт в течение многих лет был скорее положительным. ВШЭ демонстрировала высокие стандарты в своем отношении к разного рода проблемам академической этики, проблемам, прямо скажем, воровства, плагиата, торговли диссертациями, торговли научными публикациями, монографиями и так далее. Это гигантская

Related Keywords

Germany , Moscow , Moskva , Russia , United States , Yekaterinburg , Sverdlovskaya Oblast , Minsk , Belarus General , Belarus , Nabiullina , Bashkortostan , Petersburg , Sankt Peterburg , Chumakov , Stavropol Skiy Kray , Kremlin , Novosibirsk , Novosibirskaya Oblast , Dagestan , America , Soviet , German , Russian Federation , Russian , Andrew Bystritskii , Alex Kudrin , Yaroslav Ivanovich Kuzminova , Michael Biryukov , Olga Bychkov , Constantine Sonya , Yaroslav Kuzminova , Eugeneg Yassin , Michael Ruby , Sergei Parkhomenko , Vyacheslav Ivanovich Kuzminova , Rospotrebnadzor Anna Popov , Sergei Smirnov , School Economy , Center Chumakov , Health Murashko , Facebook , It University , Court Or , Echo Moscow , For Some Reason , All The Same , Russian Central , Figure Russian , They Are , Thank You , Editorial Board , Law Legion , One Law , German Reich , Next Cont , The Project , Long Time , Senator Klishas , Criminal Procedure Code Russia , Russian State , Dmitry Sand , Keys File , Before Pharaoh , Satellite Light , Chapter Rospotrebnadzor Anna Popov , Kemerovo Region , Minister Health Murashko , After All , ஜெர்மனி , மாஸ்கோ , மோசிக்குவா , ரஷ்யா , ஒன்றுபட்டது மாநிலங்களில் , மிந்ஸ்க் , பெலாரஸ் , பீட்டர்ஸ்பர்க் , கிரெம்ளின் , அமெரிக்கா , சோவியத் , ஜெர்மன் , ரஷ்ய கூட்டமைப்பு , ரஷ்ய , மைக்கேல் ரூபி , செர்ஜி ஸ்மிர்னோவ் , முகநூல் , அது பல்கலைக்கழகம் , நீதிமன்றம் அல்லது , எதிரொலி மாஸ்கோ , க்கு சில ரீஸந் , அனைத்தும் தி அதே , ரஷ்ய மைய , அவர்கள் உள்ளன , நன்றி நீங்கள் , தலையங்கம் பலகை , ஒன்று சட்டம் , ஜெர்மன் ரீச் , தி ப்ராஜெக்ட் , நீண்டது நேரம் , ரஷ்ய நிலை , கேமேரோவோ பகுதி ,

© 2025 Vimarsana