Новый Афг&#x

Новый Афган?


Фото: RFE/RL
Данное сообщение создано и распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, российским юридическим лицом, Радио Свобода*
"Американцы ушли из Афганистана, чтобы талибы напали на Россию!" - надрываются гости российских ток-шоу. Ну а раз нападение - его нужно отбить. "Будем ли мы вводить войска в Афганистан? - сам у себя спрашивает министр иностранных дел РФ Лавров. - Ответ очевиден". Не всем очевидно, что именно очевидно Лаврову. Очевидно да, или очевидно нет? "Мы конечно же свои обязательства будет выполнять по отношению к Таджикистану, с которым мы союзники", - там же говорит Лавров.
"Американцы ушли из Афганистана, чтобы талибы напали на Россию!" - надрываются гости российских ток-шоу
Загрузка...
Значит очевидно - да? Россия так же поможет Таджикистану, как СССР когда-то помог Афганистану? В эфире военный эксперт Александр Шаравин, директор центра евро-азиатских исследований Иван Сафранчук, автор фильма о распаде СССР Дэвид Саттер. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: В 1987 году Александр Розенбаум написал песню "Черный тюльпан". Через 30 лет на концерте к 23 февраля в 2009 году он исполнил ее перед большим собранием военных, они стоя ее слушали. В тот момент казалось, что нет, никогда больше ни одна нога никакого российского солдата уже не вступит на эту землю, политую кровью таких же солдат, имена которых и названия полков шли и шли по экранам во время исполнения этой песни.
Елена Рыковцева: 30 лет между этим концертом и вводом войск Советского Союза в Афганистан, 20 лет между выводом войск. С нами Александр Шаравин, военный эксперт. Согласны ли вы, что это был такой ужас, это были такие потери, что было ощущение, что это последнее участие России в войне на этой территории?
Наша задача – обеспечить границы наших союзников
Александр Шаравин: На самом деле мне тогда так не казалось. Потому что обстановка в Афганистане с выводом наших войск не нормализовалась. Мы понимали, что просто так стабильной эта ситуация не останется. Конечно, там оставался достаточно устойчивый режим Наджибуллы, но без поддержки и помощи со стороны нашего государства он существовать, безусловно, не мог. Поэтому ожидалось, что там какие-то произойдут катаклизмы, которые и произошли.
Елена Рыковцева: С нами Иван Сафранчук. Александр говорит, что была вероятность, что вернется туда Советский Союз. Тогда казалось ли вам, что это навсегда советские войска оставили эту землю?
Иван Сафранчук: Когда происходил вывод войск, я был очень молодым человеком, даже еще в институт не поступил, поэтому мои воспоминания того времени могут быть не столь релевантны. Я изучал ретроспективные оценки афганской войны, как эти оценки менялись в 90-е, 2000-е годы, в последние десятилетия. Я должен сказать, что они всегда были разные. Может быть, на уровне общественных настроений, демократической перестроечной волны скорее было, что надо об этом забыть и перечеркнуть эту страницу истории. Но среди профессионалов всегда более детальное рассмотрение этой ситуации. Даже тогда в конце 80-х годов были профессионалы, общественные деятели, которые считали вывод советских войск ошибкой, а тем более считали ошибкой то, что потом режим Наджибуллы в 1992 году был оставлен без поддержки и в конечном счете пал. Поэтому разные были точки зрения.
Иван Сафранчук
Елена Рыковцева: С нами Дэвид Саттер, автор фильма как раз об этих общественных настроениях. Он говорил с людьми, с матерями, которые потеряли своих детей, говорил с теми, кто прошел эту войну. Как вам тогда казалось, эти люди готовы еще раз пойти туда же в тот момент?
Россия довольно плохой союзник для борьбы с международным терроризмом
Дэвид Саттер: Я немножко думал о Советском Союзе, когда они объявили, что будет вывод войск, и это произошло, я был убежден, что это конец для Советского Союза. Потому что я все-таки считал, что одним из фундаментальных столпов этого режима было убеждение, что он непобедим. По поводу возвращения в Афганистан я вообще не думал. Потому что это был такой драматический шаг уйти оттуда после всего, что случилось, что я сосредоточил свое внимание просто на последствиях для самого Советского Союза. Можно было и из этого тоже сделать вывод, что если Советский Союз рушится, речи о возвращении в Афганистан не будет.
Елена Рыковцева: Я предлагаю перейти к событиям сегодняшнего дня, потому что маячит, светит новая афганская война, как это называлось в Советском Союзе. Давайте посмотрим наш сюжет.
Елена Рыковцева: Очевиден ли вам ответ на вопрос, поставленный перед Сергеем Лавровым, будет ли вводить Россия войска в Афганистан? – «Ответ очевиден». Что это за очевидность, с вашей точки зрения?
Проблемы Афганистана не вчера возникли, и мы туда подлили масла в огонь в свое время
Александр Шаравин: Я думаю, что будет предпринято все возможное для того, чтобы наши войска в Афганистан не вводить. Наша задача – обеспечить границы наших союзников. Ситуация с Таджикистаном очень сложная. Таджикистан является членом Организации договора коллективной безопасности. Я напомню, что население Таджикистана чуть меньше 10 миллионов. Примерно такое же количество таджиков живет в Афганистане, не все они настроены дружелюбно по отношению к нынешнему режиму в Таджикистане, многие из них являются беженцами после гражданской войны. Поэтому угроза на самом деле очень серьезная. Речь, мне кажется, идет именно не о вводе наших войск в Афганистан, а о том, чтобы обеспечить безопасность и помочь в обеспечении безопасности нашему союзнику Таджикистану.
Елена Рыковцева: Но это будет означать в любом случае переброску российских военных на эту границу.
Александр Шаравин: На самом деле у нас там есть 201 дивизия. В начале 2000- годов границу между Таджикистаном и Афганистаном охраняли наши пограничники. Я думаю, что какие-то меры по усилению 201 военной базы могут быть предприняты и вообще по усилению группировки таджикской, совместной может быть группировки. Говорить о том, что все так монолитно, оппозиционно в самом Афганистане тоже нельзя. После того, как был свергнут режим Наджибуллы в Афганистане, там ведь не Талибан* пришел к власти, там было множество группировок, которые между собой соперничали, воевали, объединялись то против Талибана, то вместе с ним. Поэтому я не думаю, что ждут спокойные времена Афганистан, что там власть какая-то будет монолитная, даже если реальное правительство сегодняшнее в Афганистане будет свергнуто.
Елена Рыковцева: Сергей Лавров просто мог сказать, что нет, мы не пойдем туда, мы сделаем все возможное, чтобы не пересечь эту границу, он сказал – ответ очевиден. Что очевидно ему такого, что может быть и вам очевидно, почему не сказать было прямо – пойдем или не пойдем?
Происходит очень большая перестройка внутренней афганской системы
Иван Сафранчук: Насколько я вижу сюжет, по-моему, министр хотел сказать очень хлестко по этому поводу "нет". Может быть на языке было "полный бред" или что-нибудь такое. Министр известен своей вежливостью, поэтому, видимо, решил сказать более дипломатично. Для меня это очевидное "нет".
Елена Рыковцева: А что очевидно "да", как Россия будет вмешиваться в эту историю после ухода американских войск оттуда?
Иван Сафранчук: Очевидно, что есть неопределенности большие. Потому что сейчас наступает Талибан* или другие группировки, ИГИЛ*, "Аль-Каида"*, все то, что было вооруженной оппозицией. Для меня скорее происходит не столько их наступление, сколько развал официального центрального правительства, его силовиков. Они исчезают, убегают, сдаются вооруженной оппозиции, убегают через границу в Таджикистан и в Узбекистан. Естественно, эта вооруженная оппозиция все забирает. Я не ожидаю того, что талибы сейчас наберут ход и с этого хода возьмут и пересекут границу или начнут окапываться на границе для того, чтобы обязательно набегать на соседние государства.
Происходит очень большая перестройка внутренней афганской системы. Там политическая конструкция, которая была создана 20 лет назад после боннских соглашений, закреплена Конституция и так далее, эта политическая конструкция рассыпается, она не способна существовать без иностранных штыков. Идет очень большая внутренняя перестройка. Я думаю, что большая часть вооруженной оппозиции будет занята своей легализацией внутри Афганистана и участия в этих внутриафганских разборках. Но при этом на территории Афганистана есть радикальные группировки, неважно, как их называть, ИГИЛ*, "Аль-Каида"*, еще множество группировок, которые не столько связаны с внутриафганским политическим процессом, сколько являются террористами-интернационалистами. Они готовы в том числе обслуживать и какие-то заказы, которые могут происходить, то есть фактически выступать наемниками. Исключать того, что таким группам будут проплачены какие-то удары в сторону севера, нельзя.
В этом смысле неопределенность очень большая, погрузится ли Афганистан в долгую гражданскую войну или после всплеска разборок в связи с падением или почти падением центрального правительства произойдут какие-то договоренности на основе нового баланса сил. Проявят себя радикалы-интернационалисты или все-таки местные группы, в том числе местный Талибан* возьмут их под контроль, не дадут им осуществлять внеафганскую повестку. Вокруг всего этого есть неопределенности. В этом смысле Россия будет за этим, насколько я понимаю, внимательно следить и не даст этим неопределенностям выплескиваться за афганскую границу.
Елена Рыковцева: Почему же тогда Таджикистан так остро бьет тревогу, обращается к союзникам по ОДКБ за военной помощью?
Иван Сафранчук: Обращается. Есть разные представления о том, как себя вести в разных ситуациях. Риск очень большой, вероятность разные эксперты оценивают по-разному. Поэтому со стороны Таджикистана вполне разумно воспользоваться помощью со стороны своих союзников. Я думаю, эту помощь окажет не только Россия, но и другие союзники по ОДКБ, тот же Казахстан. Даже если не будет большого похода на север талибов, а я думаю, что его скорее всего не будет, будут нападения каких-то отдельных радикальных групп скорее всего по внешним заказам. Будет переделка теневого сектора, который существует вокруг этой границы. Обязательно будет много локальных стычек, в этой ситуации нужно проявлять максимальную бдительность и членам ОДКБ проявлять солидарность и помогать тому, кто оказался на первом рубеже.
Елена Рыковцева: Но пока это превентивный призыв, пока острой угрозы нет. Дэвид, кажется ли вам, что это однозначное "нет", однозначно не будет ноги советского солдата на этой территории, мы не пересечем эту границу, мы не введем войска?
Уровень обсуждения и понимания этого вопроса довольно низкий в Америке
Дэвид Саттер: Наверное. Потому что трудно видеть, что угроза, которая будет исходить от Афганистана, будет затрагивать Россию. Если есть угроза – это будут все-таки те же самые международные террористические организации, которые наводили ужас везде

Related Keywords

Japan , Momol , Badakhshan , Afghanistan , Unian , , Chelyabinsk , Chelyabinskaya Oblast , Russia , United States , Moldova , Sweden , Syria , France , Greece , Tajikistan , Ukraine , Swedes , Americans , America , Afghan , Swedish , French , Soviet , Russian Federation , Syrian , Russian , Moldovan , Tajik , Greek , Tajiks , Japanese , American , Ivan Gghju , Uniat Church , Twitter , Security Treaty Organization , Border Service , French Company , Young , Olympics , Ministry Of Industry , Pinterest , Missioni Don , Organization Of The Collective Security Treaty , Americans Have , Not All , Soviet Union Had , Soviet Union , Leading The , With Us Use , However It Was , With Us Ivan , Iwas Thinking , Mission Will , New Afghan , Collective Security Treaty , Minister Is Known , They Will , The Territory , They Are , State Duma , Mission May , Russia Should , States Have , Russian Federation That , Russia Have , Ministry Of Defense , Only Now , Now Let , Afghanistan The Americans , Government To Cut , America Was , Soviet Union Was , Only Time Will , Kkliuo Use , Collective Security Treaty Organization , These States , Strengthen Russia , Russia Takes Into , Indeed There , Russia To Act , Has Opened , Siberian Regions , Area Has , Air Liquide , Parts Of The Republic , Carry Will , July Spring , Second Name For , What Today Spring , According To The , Built The Temple , Read On July , Grand Duke , She Said , Visited The Temple , Finding The , Dew Point , Channel Lite , Governor Use , Ministry Of Health , Social Protection , Republic Of Tajikistan , Republic Of Tajikistan Calls , Chelyabinsk Region , Control Over , May Contain , True Baja , Japanese Have , For Young , Help Cool , Results Have , Earlier It Was , President Of The Republic Tajikistan , ஜப்பான் , படக்ஷன் , ஊனியன் , ரஷ்யா , ஒன்றுபட்டது மாநிலங்களில் , மோல்டோவா , ஸ்வீடந் , சிரியா , பிரான்ஸ் , கிரீஸ் , தஜிகிஸ்தான் , உக்ரைன் , ஸ்வீட்ஸ் , அமெரிக்கர்கள் , அமெரிக்கா , ஸ்விட்ச் , பிரஞ்சு , சோவியத் , ரஷ்ய கூட்டமைப்பு , சிரிய , ரஷ்ய , மோல்டோவன் , கிரேக்கம் , ஜப்பானிய , அமெரிக்கன் , ட்விட்டர் , பாதுகாப்பு ஒப்பந்தம் ஆர்கநைஸேஶந் , எல்லை சேவை , பிரஞ்சு நிறுவனம் , இளம் , ஒலிம்பிக்ஸ் , அமைச்சகம் ஆஃப் தொழில் , பிண்தேரேஸ்த , ஆர்கநைஸேஶந் ஆஃப் தி கூட்டு பாதுகாப்பு ஒப்பந்தம் , அமெரிக்கர்கள் வேண்டும் , இல்லை அனைத்தும் , சோவியத் தொழிற்சங்கம் , முன்னணி தி , இருந்தது சிந்தனை , கூட்டு பாதுகாப்பு ஒப்பந்தம் , அவர்கள் விருப்பம் , அவர்கள் உள்ளன , நிலை டுமா , பணி இருக்கலாம் , மாநிலங்களில் வேண்டும் , ரஷ்யா வேண்டும் , அமைச்சகம் ஆஃப் பாதுகாப்பு , மட்டும் இப்போது , இப்போது விடுங்கள் , அமெரிக்கா இருந்தது , மட்டும் நேரம் விருப்பம் , கூட்டு பாதுகாப்பு ஒப்பந்தம் ஆர்கநைஸேஶந் , இவை மாநிலங்களில் , வலுப்படுத்துங்கள் ரஷ்யா , உள்ளது திறக்கப்பட்டது , பரப்பளவு உள்ளது , அேக திரவ , இசைய க்கு தி , மாபெரும் டியூக் , அவள் கூறினார் , கண்டுபிடிப்பது தி , பனி பாயஂட் , கவர்னர் பயன்பாடு , அமைச்சகம் ஆஃப் ஆரோக்கியம் , சமூக ப்ரொடெக்ஶந் , குடியரசு ஆஃப் தஜிகிஸ்தான் , கட்டுப்பாடு ஓவர் , இருக்கலாம் கொண்டிருக்கும் , ஜப்பானிய வேண்டும் , க்கு இளம் , உதவி குளிர் ,

© 2025 Vimarsana