Программ

Программная статья Лаврова об отношениях России и Запада


Программная статья Лаврова об отношениях России и Запада
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров написал программный текст "О праве, правах и правилах". Статья опубликована 28 июня одновременно в газете "Коммерсантъ" и журнале "Россия в глобальной политике".
Приведём полностью.
"Откровенный и в целом конструктивный разговор на саммите президентов Владимира Путина и Джозефа Байдена в Женеве 16 июня завершился договоренностью начать предметный диалог о стратегической стабильности при важнейшей констатации недопустимости ядерной войны, а также достижением пониманий о целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности, деятельности дипмиссий, судьбе отбывающих наказание граждан России и США и по ряду региональных конфликтов.
При этом российский лидер четко обозначил, в том числе публично, что результат на всех направлениях возможен исключительно через нахождение обоюдоприемлемого баланса интересов строго на паритетных началах. На переговорах возражений не прозвучало. Однако практически сразу по их завершении официальные американские лица, включая участников женевской встречи, стали напористо транслировать прежние установки: мол, мы Москве «указали, четко предупредили, выдвинули требования». Причем все эти «предупреждения» стали сопровождаться угрозами: если Москва «в течение нескольких месяцев» не примет изложенные ей в Женеве «правила игры», то будет подвержена новому давлению.
Конечно, предстоит посмотреть, как на деле пойдут упомянутые консультации по конкретизации подходов к достигнутым в Женеве пониманиям. Как отметил Владимир Путин на заключительной пресс-конференции, «есть над чем работать». И все же мгновенно озвученная по итогам переговоров прежняя заскорузлая позиция Вашингтона весьма показательна, тем более что европейские столицы, уловив настроения «большого брата», сразу стали ей активно и с удовольствием подпевать. Суть высказываний: готовы нормализовать отношения с Москвой, но сначала она должна изменить свое поведение.
Ощущение таково, что хор в поддержку солиста готовился заранее и именно этой подготовке была посвящена состоявшаяся непосредственно перед российско-американскими переговорами серия западных мероприятий на высшем уровне: саммиты «группы семи» в британском Корнуолле и Североатлантического альянса в Брюсселе, а также встреча Джозефа Байдена с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Эти заседания тщательно готовились таким образом, что не остается каких-либо сомнений — Запад хотел, чтобы всем было ясно: он как никогда един и будет делать на международное арене только то, что считает правильным, а других — прежде всего Россию и Китай — заставлять следовать заданному им курсу. В документах Корнуолла и Брюсселя закреплено продвижение концепции «миропорядка, основанного на правилах» в противовес универсальным принципам международного права, закрепленным прежде всего в Уставе ООН.
От расшифровки своих «правил» Запад тщательно уходит, как и от вопросов о том, зачем они нужны, если есть тысячи инструментов международного права, под которыми все подписались и которые содержат четкие обязательства государств и транспарентные механизмы проверки их исполнения.
«Прелесть» западных «правил» именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» (предъявлять факты не станет) и объявляет о своем «праве "наказывать" нарушителя».
То есть чем меньше конкретики, тем больше развязаны руки для произвола — в интересах сдерживания конкурентов нечистоплотными методами. В России «лихих» 1990-х это называлось «действовать по понятиям».
Серия саммитов «семерки», НАТО и США—ЕС ознаменовала, по оценкам самих их участников, возвращение США в Европу и восстановление консолидации Старого Света под крылом новой администрации в Вашингтоне. Большинством членов НАТО и Евросоюза такой разворот не просто был воспринят с облегчением, но и сопровождался восторженными комментариями. Идейной основой воссоединения «западной семьи» стало декларирование либеральных ценностей в качестве «путеводной звезды» развития человечества. Вашингтон и Брюссель без ложной скромности назвали себя «якорем демократии, мира и безопасности» в противовес «авторитаризму в любых его формах», заявив, в частности, о намерении усилить использование санкций в интересах «поддержки демократии по всему миру». Взят прицел на реализацию в этих целях американской идеи созыва «саммита за демократию». Не скрывается, что участников такого саммита Запад подберет сам и сам определит стоящие перед ними задачи, с которыми мало кто из специально отобранных приглашенных захочет спорить. Упоминается, что «страны—доноры демократии» возьмут на себя «повышенные обязательства» по повсеместному установлению «демократических стандартов» и выработают свои механизмы контроля за этими процессами.
Необходимо также обратить внимание на одобренную «на полях» саммита «семерки» 10 июня Джозефом Байденом и Борисом Джонсоном новую англо-американскую Атлантическую хартию, которая была презентована в качестве актуализированной версии подписанного Франком Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем в 1941 году документа с аналогичным названием, сыгравшим тогда важную роль в поиске контуров послевоенного мироустройства.
Однако ни Вашингтон, ни Лондон и словом не обмолвились о ключевом историческом факте: к «первоначальной» хартии 80 лет назад присоединились СССР и ряд европейских правительств в изгнании, благодаря чему впоследствии она стала одной из программных основ антигитлеровской коалиции и считается одним из правовых «прообразов» Устава ООН.
Новая же Атлантическая хартия тоже задумана как своего рода «отправной пункт» для строительства мирового порядка, но исключительно по западным «правилам». Ее редакция идеологически заряжена на углубление водораздела между «либеральными демократиями» и всеми остальными государствами, призвана легитимизировать «порядок, основанный на правилах». Новая хартия не содержит упоминаний ООН или ОБСЕ, жестко фиксируя приверженность коллективного Запада обязательствам в рамках НАТО в качестве, по сути, «единственно легитимного центра принятия решений» (именно так еще в 2014 году бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен охарактеризовал значение Североатлантического альянса). Ясно, что эта философия закладывается и в основу подготовки упомянутого «саммита за демократию».
В качестве главного препятствия на пути реализации объявленного на июньских саммитах курса обозначены Россия и Китай как «носители авторитаризма». Обобщенно выдвигаются две группы претензий — условно внешних и внутренних. Из внешних — Пекину вменяется слишком напористое продвижение своих экономических интересов (проект «Один пояс — один путь»), наращивание военной и в целом технологической мощи для повышения своего влияния. Россию обвиняют в «агрессивной политике» в ряде регионов, фактически выдавая за таковую линию Москвы на противодействие ультрарадикальным и неонацистским тенденциям в политике соседних стран, которые подавляют права русских, как и других национальных меньшинств, выкорчевывают русский язык, образование, культуру. Не нравится и то, что Москва вступается за страны, которые стали жертвой западных авантюр и подверглись нападению международного терроризма с угрозой утраты государственности, как это происходило в Сирии.
И все же главный пафос анонсированных подходов Запада сконцентрирован на внутреннем устройстве «недемократических» стран и на решимости менять их по своим лекалам, добиваясь таких перемен в организации жизни общества, которые соответствовали бы продвигаемому Вашингтоном и Брюсселем видению демократии. Отсюда требования к Москве и Пекину (да и всем остальным) следовать западным рецептам по вопросам прав человека, гражданского общества, оппозиции, средств массовой информации, функционирования государственных структур, взаимодействия между ветвями власти. Провозглашая свое «право» вмешиваться во внутренние дела других стран в интересах насаждения демократии в его понимании, Запад немедленно теряет интерес к разговору, как только мы предлагаем обсудить задачи демократизации международных отношений, включая отказ от высокомерия и готовность работать на основе общепризнанных принципов международного права, а не «правил».
Наращивая санкции и прочие меры незаконного давления на суверенные правительства, Запад насаждает тоталитаризм в мировых делах, занимает имперскую, неоколониальную позицию по отношению к другим странам: у себя дома внедряйте нужную мне модель демократии, а во внешних делах о демократии не беспокойтесь, мы все решаем сами, ведите себя смирно, а то накажем.
Тупиковость такого бескомпромиссного курса понимают здравомыслящие политики в Европе и Америке. Они — пока непублично — начинают рассуждать прагматично, признавая, что в мире существует не одна цивилизация, что у России, Китая и других крупных держав есть своя тысячелетняя история, свои традиции, свои ценности, свой образ жизни. Бесперспективно ставить во главу угла вопрос о том, чьи ценности лучше или хуже, надо просто признать наличие других — по сравнению с западными — форм организации общества, принять как данность, уважать их. Проблемы с теми же правами человека есть везде, но пора отказаться от позиции собственного превосходства: мол, мы на Западе сами с ними разберемся, потому что мы — демократии, а вы еще не доросли, вам надо помогать, чем мы и будем заниматься.
На фоне глубинных перемен на международной арене, которые затрагивают всех без изъятия и последствия которых пока никто не возьмется предвосхищать, возникает вопрос: какая форма государственного устройства наиболее эффективна не для мессианства, а для купирования и устранения тех угроз, которые не знают границ и затрагивают всех людей, где бы они ни жили. В политологический оборот постепенно вводится тема сравнения инструментария, которым располагают «либеральные демократии» и «автократические режимы» (характерно, что пока робко, но пробрасывается термин «автократические демократии»).
Это полезные размышления, которые, конечно же, должны учитываться и находящимися у власти серьезными политиками. Думать, анализировать происходящее никогда не вредно. Формирование многополярного мира — это реальность. Попытки ее игнорировать, самоутверждаясь в качестве «единственно легитимного центра принятия решений», не приблизят урегулирования не выдуманных, а настоящих проблем, для преодоления которых требуется взаимоуважительный диалог с участием ведущих стран и с учетом интересов всех остальных членов мирового сообщества. Это предполагает безусловную опору на общепризнанные нормы и принципы международного права: уважение суверенного равенства государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, признание права народов самим определять свою с

Related Keywords

Moscow , Moskva , Russia , Constantinople , Istanbul , Turkey , Georgia , United States , Paris , France General , France , United Kingdom , Kiev , Ukraine General , Ukraine , Washington , Madrid , Spain , China , Beijing , Kozyrev , Rostovskaya Oblast , Syria , Kosovo , Brussels , Bruxelles Capitale , Belgium , London , City Of , Germany , Macau , Americans , Soviet , Russian Federation , German , Russian , American , Atlantic Charter , Jesus Christ , Joseph Biden , Anders Fogh Rasmussen , Vladimir Putin , Europe Charles Michel , Europei America , Africai Latin America , Andrew Afanasyev , Geneva June Vladimir Putin , Google , European Commission , International Court , Initiative Angels Merkel , Messianic Mission , European Commissioni , Security Council , Atlantic Alliance , Geneva June , Herewith Russian , United Kingdom Cornwall , North Atlantic , Council Of Europe Charles Michel , Place Russia , That Is To Say , Old Light , Summit West , June Joseph Biden , Boris Johnson New Atlantic Charter , Frank Roosevelt , Winston Churchill , New Charter , Fogh Rasmussen , Dead End , They Are , President France Emmanuel Macron , The Way , Soviet Union , Second World , Nuremberg Tribunal , Russian American Summit , Green Light , North Atlantic Alliance , Central Asia , With Respect To Russia , Europe As New , President Vladimir Putin , Large Eurasian , Real Madrid , Board Security , Latin America , Single Russia , Start New Step , மாஸ்கோ , மோசிக்குவா , ரஷ்யா , நிலையான மக்கள் , இஸ்தான்புல் , வான்கோழி , ஜார்ஜியா , ஒன்றுபட்டது மாநிலங்களில் , பாரிஸ் , பிரான்ஸ் , ஒன்றுபட்டது கிஂக்டம் , கியெவ் , உக்ரைன் , வாஷிங்டன் , மாட்ரிட் , ஸ்பெயின் , சீனா , பெய்ஜிங் , சிரியா , கொசோவோ , பிரஸ்ஸல்ஸ் , ப்ரூக்ஸெல்ஸ் தலைநகரம் , பெல்ஜியம் , லண்டன் , நகரம் ஆஃப் , ஜெர்மனி , மக்காவு , அமெரிக்கர்கள் , சோவியத் , ரஷ்ய கூட்டமைப்பு , ஜெர்மன் , ரஷ்ய , அமெரிக்கன் , அட்லாண்டிக் சாசனம் , கிறிஸ்தவ சமயத்தை தோற்றுவித்தவர் கிறிஸ்து , ஜோசப் பிடென் , விளாடிமிர் புட்டின் , யூரோப் சார்லஸ் மைக்கேல் , கூகிள் , ஐரோப்பிய தரகு , சர்வதேச நீதிமன்றம் , மெசியானிக் பணி , பாதுகாப்பு சபை , அட்லாண்டிக் கூட்டணி , ஜிநீவ ஜூன் , ஒன்றுபட்டது கிஂக்டம் கார்ன்வால் , வடக்கு அட்லாண்டிக் , சபை ஆஃப் யூரோப் சார்லஸ் மைக்கேல் , இடம் ரஷ்யா , பழையது ஒளி , உச்சிமாநாடு மேற்கு , வெளிப்படையான ரூஸ்வெல்ட் , வின்ஸ்டன் சர்ச்சில் , புதியது சாசனம் , இறந்தவர் முடிவு , அவர்கள் உள்ளன , தி வழி , சோவியத் தொழிற்சங்கம் , இரண்டாவது உலகம் , நியூரம்பெர்க் தீர்ப்பாயம் , பச்சை ஒளி , வடக்கு அட்லாண்டிக் கூட்டணி , மைய ஆசியா , ப்ரெஸிடெஂட் விளாடிமிர் புட்டின் , பெரியது யூரேசியன் , ரியல் மாட்ரிட் , பலகை பாதுகாப்பு , லத்தீன் அமெரிக்கா ,

© 2025 Vimarsana